Школьники и электронные книги



Заметки на полях.


Появилась в течении одного дня в интернете большое количество странных (на мой взгляд) заголовков, касающихся использования электронных книг в школьном обучении


Читалки вредят зрению детей Аргументы и факты 08.11.11 17:50








Практически все несут негатив по отношении к электронным книгам. Любопытно -  откуда «дует» ветер  и зачем это нужно было выкладывать информацию в таких негативных красках.

Что нам удалось обнаружить:

«…Генеральный директор ФГУП МНТК «Микрохирургия глаза» имени Федорова Христо Тахчиди считает, что использование электронных учебников на уроках необходимо ограничить по времени. Он аргументирует свою точку зрения тем, что в сравнении с традиционными книгами, при чтении ридеров оказывается большая нагрузка на зрение.

«При чтении электронных книг необходимо жестко выполнять режим зрительной работы. Школьный урок длится 45 минут именно потому, что за это время ребенок утомляется и в зрительном, и в мыслительном отношении. Необходимо изучить, сколько должен длиться период адаптации к электронной книге и период ее эксплуатации на занятиях»

Также он добавил, что при использовании ридеров глаза устают быстрее, чем при чтении традиционных книг, а переутомление пагубно влияет на зрение. По словам специалиста, при чтении бумажной книги, когда ребенок испытывает дискомфорт, он с легкостью переклюет внимание и начинает заниматься чем-то другим.

«Эффект повышенного внимания и увлеченности у этих (электронных) книг есть и, в сущности, это еще и игра: страницы меняются, буквы сдвигаются и так далее. В этом плане контролируемость со стороны ребенка процесса зрительной нагрузки понижается за счет того, что увеличивается увлеченность. И это, бесспорно, минус», – объяснил врач.

Христо Тахчиди считает полный отказ от новых технологий бессмысленным, но он при этом подчеркнул, что вводить их нужно взвешенно.

«Планшетник – это приобщение к электронным источникам информации. Современный человек без этого компонента будет неполноценным, если учесть, что большая часть информации переходит на электронные носители. Детям, неподготовленным к работе с электронными источниками, будет сложнее адаптироваться в обществе», – добавил врач.

Христо Тахчиди также читает, что на модернизацию ридеров уйдут годы, так как электронные носители сегодня несовершенны. Он уверен в том, что нельзя единовременно заменить традиционные учебники электронными – альтернатива необходима в любом случае.

С этим согласна заведующая отделением диагностики и восстановительного лечения Научного центра здоровья детей РАМН Майя Бакрадзе: «Существует определенный процент детей, для которых мелькание – это проблема, которая может обостриться, вплоть до судорог. Они (дети) проявятся после того, как начнут чаще этим заниматься (чтением электронных учебников). Электронные книги позволяют разгружать школьные рюкзаки, то есть снижают нагрузку на позвоночник, но при этом оказывают негативное влияние на другие системы и органы, в частности, глаза и мозг», – сказала она.

Интересное мнение специалистов офтальмологов. НО ЭТО ТОЛЬКО МНЕНИЕ И НИЧЕГО БОЛЬШЕ.  Никто в мире не доказал, что электронные книги портят зрение – никто.  Нет никаких исследований подтверждающих это. Мнение врача – это только его точка зрения, которая ничем не доказана. К тому же, на мой взгляд, они крайне далеки от понимания того, как устроена электронная книга и какие процессы в ней происходят при чтении.

Возникают вопросы

1.   «Необходимо изучить, сколько должен длиться период адаптации к электронной книге и период ее эксплуатации на занятиях». Зачем тогда говорить, что « при использовании ридеров глаза устают быстрее, чем при чтении традиционных книг».  

    Получается, что это следует изучить и понять, а уж только после этого делать выводы и создавать методики по использованию. Но мы всегда впереди паровоза. Делаем вывод, но не знаем и не изучаем сути проблемы.

2.   «…страницы меняются, буквы сдвигаются и так далее…». Получается что в  бумажных книгах этого нет, т.е. страницы мы не листаем. Забавно ... а куда сдвигаются буквы в ридерах еще более интересно.

3.   «…Христо Тахчиди также читает, что на модернизацию ридеров уйдут годы, так как электронные носители сегодня несовершенны…» Было бы интересно услышать, что надо модернизировать в ридерах? 

    Сказать бессмысленную  фразу может кто угодно, но вот объяснить, что под этим понимать – сложно, а самое главное, как врач может сказать, что некое техническое устройство для чтения несовершенно. Он что – его создавал? Все это похоже на высказывание тракториста о концепции  режиссера при постановке «Лебединого озера» …» - что-то девки  худые,  наверное плохо кормят…»

4.   Майя Бакрадзе: «Существует определенный процент детей, для которых мелькание – это проблема, которая может обостриться, вплоть до судорог». 

     Какой процент детей, не ясно. Сколько таких детей – 1-2 или 1000...  опять тишина. Туманно это как-то. Да и мелькание страниц (честно говоря создается впечатление, что врач говорит о вещах которые не видел и не знает, а только слышал о кого-то) в понимании врача, это как вращение вентилятора. 

 Alex Porp

Комментарии