по материалам www.cnews.ru
Чаще других ломалась «читалка Чубайса»
Сравнение среднего балла за учебный год по группам учебных предметов.
Учителя, в свою очередь, констатируют, что «работа с электронными учебниками способствует формированию таких предметных, интеллектуальных и общеучебных компетенций, как способность быстрого восприятия учебного материала, развитие визуального внимания и умения анализировать, оценивать результат, умение планировать работу по выполнению задания, информационная культура и коммуникабельность», говорится в отчете ФИРО.
Родители не в восторге
Готовность родителей учащихся платить за электронный учебник.
Меньше всего родителям нравится цена электронного учебника (при опросе использовалась стоимость в 12 тыс. руб.). 30% считают, что она «не лезет ни в какие ворота», а свыше 40% родителей видят ее как среднюю. 70% родителей не готовы платить за электронный учебник: при этом подавляющее большинство из них мотивирует нежелание тем, что электронные учебники им обязано предоставить государство, и чуть более 20% родителей - тем, что они им не нравятся.
В России подвели итоги годового эксперимента по использованию электронных учебников в школах девяти регионов. По его результатам были сделаны выводы о надежности устройств и влиянии электроники на успеваемость школьников.
Подведомственный Минобрнауки Федеральный институт развития образования (ФИРО) выпустил отчет об итогах масштабного эксперимента по использованию электронных учебников в российских школах. Эксперимент проводился в 2011-2012 учебном году в рамках проекта «Развитие электронных образовательных интернет-ресурсов нового поколения, включая культурно-познавательные сервисы, а также систем дистанционного общего и профессионального обучения (e-learning)», утвержденного распоряжением правительства.
В пилотном проекте приняли участие 38 школ из 9 субъектов России: в общей сложности около 3,5 тыс. учащихся и 503 педагога. Основную часть «подопытных» составили учащиеся 6-7 классов, которые использовали электронные учебники для занятий по основным школьным предметам. В качестве материалов электронных учебников выступали электронные копии классических учебно-методических материалов, изначально подготовленных для печати, говорится в отчете ФИРО. Помимо них использовались и другие образовательные ресурсы, конвертированные под мобильные устройства, главным образом, для фронтальной работы в классе.
В пилотном проекте приняли участие 38 школ из 9 субъектов России: в общей сложности около 3,5 тыс. учащихся и 503 педагога. Основную часть «подопытных» составили учащиеся 6-7 классов, которые использовали электронные учебники для занятий по основным школьным предметам. В качестве материалов электронных учебников выступали электронные копии классических учебно-методических материалов, изначально подготовленных для печати, говорится в отчете ФИРО. Помимо них использовались и другие образовательные ресурсы, конвертированные под мобильные устройства, главным образом, для фронтальной работы в классе.
Чаще других ломалась «читалка Чубайса»
На сайте мониторинга эксперимента говорится, что в нем использовались 927 устройств PocketBook Pro 9XX, Plastic Logic 100 - 834 штук, Ectaco JetBook Color - 126 штук, Intel Classmate PC - 127 штук, Asus Eee PC 1015PW - 60 устройств, и enTourage eDGe - 35 устройств. Они закупались за счет региональных бюджетов, рассказал CNews начальник отдела Центра образовательных информационных технологий, ресурсов и сетей ФИРО, руководитель проекта по апробации электронных учебников Виктор Тармин.
В том же источнике указано, что устройства enTourage и Asus дошли до учащихся в полном составе, а остальные - от 16,7% до 49,4% от объема поставки. «Устройства закупались с запасом на случай поломок плюс устройства для учителей и других работников системы образования», - говорит Тармин. Для каких еще сотрудников системы образования, помимо учителей, закупалась эта техника, в ФИРО затруднились ответить: «это определяли сами регионы, это их деньги».
Что касается поломок, по данным мониторинга эксперимента чаще всего выходил из строя Plastic Logic 100, известный как «планшет Чубайса» - 8,4% от поставленных устройств. На втором месте, но с большим отрывом, оказался Pocketbook - 0,32% устройств.
Что касается поломок, по данным мониторинга эксперимента чаще всего выходил из строя Plastic Logic 100, известный как «планшет Чубайса» - 8,4% от поставленных устройств. На втором месте, но с большим отрывом, оказался Pocketbook - 0,32% устройств.
iPad не прошел
Напомним, что в образовательных учреждениях США в настоящее время все большую популярность приобретает iPad. По мнению местных аналитиков, в школах этой страны он даже начинает вытеснять ПК. В российском эксперименте iPad не вошел в список используемых устройств. «Более года назад были довольно долгие и содержательные дискуссии по поводу мобильных устройств для проекта. iPad не выбрали, в первую очередь, из-за того, что не было электронных образовательных ресурсов, которые можно воспроизводить на нем. Большинство таковых сделано с использованием технологии Adobe Flash, а iPad ее не поддерживает», - говорит Виктор Тармин.
Adobe осенью 2011 г. заявила о прекращении разработки Flash-плеера для мобильных устройств. Представители компании тогда указывали, что все популярные мобильные устройства поддерживают технологию HTML5. «Стандарт на HTML5 до сих пор официально не утвержден, насколько я в курсе. И это планируется сделать только года через два. Год назад мы находились в ситуации с очень сжатыми сроками. Разрабатывать новые электронные образовательные ресурсы в новой технологии возможности на тот момент не было», - отмечает представитель ФИРО.
Adobe осенью 2011 г. заявила о прекращении разработки Flash-плеера для мобильных устройств. Представители компании тогда указывали, что все популярные мобильные устройства поддерживают технологию HTML5. «Стандарт на HTML5 до сих пор официально не утвержден, насколько я в курсе. И это планируется сделать только года через два. Год назад мы находились в ситуации с очень сжатыми сроками. Разрабатывать новые электронные образовательные ресурсы в новой технологии возможности на тот момент не было», - отмечает представитель ФИРО.
Где электронный учебник, там «отличников» меньше
В отчете ФИРО приводится сравнение общей успеваемости за учебный год учащихся из экспериментальных классов, использовавших электронные учебники, и контрольных классов. Так, в экспериментальных классах среднегодовая доля «отличников» составила 5,5%, а в контрольных - 7,3%. Вместе с тем, в классах с электронными учебниками оказалась ниже и доля «троечников»: 38,9% против 47,1% в контрольных классах, говорится в отчете.
Сравнение успеваемости учащихся по группам предметов на конец учебного года показывает, что наилучшие результаты учащиеся 6-х классов имеют по тем предметам, где преподавание велось с использованием как электронных, так и бумажных учебников, а учащиеся 7-х классов – по предметам, преподававшимся только с использованием электронных учебников.
Сравнение успеваемости учащихся по группам предметов на конец учебного года показывает, что наилучшие результаты учащиеся 6-х классов имеют по тем предметам, где преподавание велось с использованием как электронных, так и бумажных учебников, а учащиеся 7-х классов – по предметам, преподававшимся только с использованием электронных учебников.
Сравнение среднего балла за учебный год по группам учебных предметов.
Учителя, в свою очередь, констатируют, что «работа с электронными учебниками способствует формированию таких предметных, интеллектуальных и общеучебных компетенций, как способность быстрого восприятия учебного материала, развитие визуального внимания и умения анализировать, оценивать результат, умение планировать работу по выполнению задания, информационная культура и коммуникабельность», говорится в отчете ФИРО.
Родители не в восторге
Организаторы эксперимента поинтересовались отношением родителей учащихся к электронным учебникам: всего было опрошено 819 человек. Больше всего они оказались удовлетворены удобством переноски электронных учебников домой и в школу - 80% опрошенных сошлись во мнении, что это очень удобно. 71% анкетированных также считает, что их очень удобно хранить. Аналогичные преимущества в первую очередь отмечают и сами ученики.
Родительские оценки потребительских характеристик носителей электронных учебников оказались сравнительно невысокими. По сравнению с началом апробации к концу учебного года большее количество родителей отдает предпочтение бумажному учебнику, нежели электронному, констатирую в ФИРО.
Родительские оценки потребительских характеристик носителей электронных учебников оказались сравнительно невысокими. По сравнению с началом апробации к концу учебного года большее количество родителей отдает предпочтение бумажному учебнику, нежели электронному, констатирую в ФИРО.
Готовность родителей учащихся платить за электронный учебник.
Меньше всего родителям нравится цена электронного учебника (при опросе использовалась стоимость в 12 тыс. руб.). 30% считают, что она «не лезет ни в какие ворота», а свыше 40% родителей видят ее как среднюю. 70% родителей не готовы платить за электронный учебник: при этом подавляющее большинство из них мотивирует нежелание тем, что электронные учебники им обязано предоставить государство, и чуть более 20% родителей - тем, что они им не нравятся.
Комментарии
Отправить комментарий